Освещение, которое продает?

Мало кто поспорит, что одним из наиболее важных элементов интерьера в магазине одежды является его освещение. Когда владелец подобного заведения хочет, чтобы посетитель не только чувствовал себя комфортно, но и обязательно что-то купил, ему стоит до мелочей продумать освещение. А это, как показывает практика, — отдельная наука, особенно, когда речь заходит об организации света в магазине женской одежды.

Так из каких же принципов должна состоять система освещения в такого рода заведениях? На что обращает внимание покупатель в первую очередь? Каким должен быть свет в магазине одежды? Ответы на эти и другие вопросы ниже.

Есть виды товара, для продаж которых освещение не очень уж важная вещь. Это, в первую очередь, вещи, которые ценятся не за дизайн. Например, книги. Есть такие товары, для которых в освещении важен только один нюанс: надо, чтобы прилавок освещен было очень ярко. Это – мелкие детали, бисер, рыболовные снасти.

А еще существуют товары, для продаж которых в освещении важно буквально все. И его интенсивность, причем где-то – меньше, а где-то – ярче. И то, теплый или холодный свет дают ваши источники освещения. И угол падения света. Вот как раз такой товар – одежда!

Что будет, если в кромешной тьме зажечь свечу? Конечно, мы автоматически переведем глаза на это световое пятно. Так работают наши зрение и мозг: свет на более темном фоне всегда привлекает наше внимание.

Вы видели, как выглядят на улице магазины Apple? Это магазины с огромными окнами от земли до потолка, открывающими залитый ярким, приятным глазу светом интерьер. Такие магазины всегда привлекают к себе внимание, приглашая: “Зайди, посмотри, как у нас тут красиво!”.

 

Однако, яркость ламп не должна быть такой, чтобы вызывать у покупателей дискомфорт – есть специальные исследования с цифрами, показывающими, какая должна быть освещенность товаров на полках с товаром, на выкладке, в окружающей обстановке, на элементах дизайна и интерьера, чтобы привлечь внимание, и создать у покупателей необходимый психологический настрой, максимально способствующий принятию решения о совершении покупки. И не только освещенность, но и цвет излучения ламп имеет большое значение! Разницу в цвете хорошо видно на фотографии вверху – в магазине слева интерьер освещается более “холодным” цветом, смещенным в область бело-голубого, в том время как магазин MUST HAVE освещается более “теплым” цветом, который ближе к желтой части спектра.

Освещенность и точная передача цвета ключевых товарных позиций особенно важна для витрины – это главный элемент привлечения внимания покупателей!

Часто на витринах, кроме товаров, используются дополнительные элементы дизайна, цель которых – создать красивую картинку, привлечь внимание, сформировать ощущение бренда и атмосферы в магазине. Важно точно подобрать баланс освещения для таких элементов!

 

Обратите внимание на то, как освещается принт на витрине, украшенный фирменным узором платья сезона – мягкость и баланс света

Еще одна функция системы освещения в магазине – привлечь внимание к наиболее важным товарным позициям, выделить их среди всех остальных товаров. Это широко используется во время специальных промо акций, обновлений коллекций, во время презентаций или показов.

Кроме этого, система освещения в магазине помогает формировать и управлять трафиком покупателей: зоны с товарами освещаются определенным образом, формируются световые акценты, а менее важные зоны транзита, переходы и коридоры освещаются комфортным, но более приглушенным светом.

Освещение интерьера в зоне примерочных – более мягкое и комфортное

Примерочная это совершенно особая зона. Над постройкой световых эффектов здесь должен работать профессионал – дизайнер по свету. Именно в примерочной, или возле зеркал в торговом зале, если у вас таковые предусмотрены, клиент окончательно решает, сделать покупку или отказаться от нее. И горе тем владельцам бутиков, в примерочных которых свет падает таким образом, что искажает пропорции фигуры человека. Или если спектр света таков, что лицо приобретает нездоровый оттенок. Все эти негативные изменения привычного образа в зеркале клиент спишет не на свет. А на то, что ему не идет одежда, которую он примерил. И откажется от покупки. А раз дело в свете – никакая одежда ему «не пойдет».

И наоборот, если освещение немного льстит клиенту, подчеркивая лучшее в нем – он присмотренный товар возьмет с радостью. Потому что увидел себя в этой одежде в первый раз «в лучшем свете».

Позаботьтесь о достаточной интенсивности освещения. Никому не нравится выбирать одежду вслепую. Нормальным освещением для магазина одежды считается не менее 1000 Люкс. Учтите такой момент: часто освещение монтируется до того, как расставляются стеллажи и прочее торговое оборудование. Так вот, когда все это станет на свои места, оно «съест» процентов до 30 света. Так что яркость надо брать с запасом.

Расставить световые акценты, поправить кое-что точечным освещением помогут настенные светильники, светильники направленного света и светодиодные светильники. Кстати, для бутиков одежды эти последние источники освещения очень подходят и еще по одной причине. В них отсутствует УФ-излучение, которое приводит к выгоранию ткани. Учтите это, выбирая источники освещения.

Учитывайте также при выборе освещения специфику своего товара. Для детской и женской одежды лучше подходит теплый и мягкий свет. В магазинах спортивной одежды уместны холодные тона. Известно, что они побуждают к действию, активности. Так что психологически правильно их использовать в этом случае.

Если у вас – магазин одежды, при выборе освещения вам стоит проконсультироваться с дизайнером по свету.

Итак, принято решение что-то делать с освещением в магазине!

С чего начать?

Повесив в центре торгового зала нечто большое и светлое (одну токоведущую шину, к примеру) вряд ли можно решить все проблемы с освещением. Стремление ритейлеров сэкономить вполне естественно.
Но на деле может выйти так, что углы магазина останутся темными (невозможно осветить их всех сразу из какой-то единой точки, скажем, геометрического центра магазина). И что хуже всего: когда покупатель подойдет к прилавку, он закроет собой весь свет, а если развернется, чтобы пройти к другой стене, окажется ослепленным ярким резким освещением.

Варианты

Существует два основных способа освещения: заливающее и акцентное. Заливающий свет определяет уровень освещенности в магазине, создает нужную атмосферу (яркий «честный» свет, или приглушенный - интимный). Акцентный свет направляет внимание покупателя на определенную зону.

Выделяют следующие зоны: входная, зона выкладки товара, примерочные кабинки, зона ожидания и отдыха, расчетно-кассовая зона, а также витрины и подиумы с манекенами. Вход в магазин должен быть максимально выделен светом. Особенно если речь идет о торговом центре. Основная задача – привлечь внимание посетителя идущего по галерее. Выигрывает тот, у кого наиболее яркое «световое пятно». Если площадь торговой точки несколько больше, чем у соседей или в магазине несколько отделов, дополнительно применяют другой прием. Здесь важно заманить человека как можно дальше вглубь магазина. Для этого в дальнем помещении (дальнем углу, стене) количество света больше, чем в первом зале, чтобы покупатель как бы шел на свет.

Витрины обычно освещаются максимально по сравнению с остальными зонами. Поэтому специалисты рекомендую использовать металлогалогенные светильники, причем в больших количествах, вплоть до того, что витрины должны быть освещены в двух- в трехкратном размере по сравнению с общим объемом света в магазине. Скажем, при средней освещенности торгового зала 500-1000 Лк, то для витрины будет составлять 2000-3000 Лк. Витрины бутиков - отдельная история. Иногда на обозрение выставляется одна пара обуви, подсвечиваемая всего одним прожектором. В целом здесь дизайнеры используют весь арсенал художественных приемов.

Кассовый узел дает простор фантазиям дизайнеров-оформителей. В отличие от зоны выкладки товара, примерочных и витрины здесь грамотность постановки света не играет первостепенной роли. Часто эту зону освещают всевозможными декоративными светильниками, создавая яркий интерьерный штрих. Но при этом яркостью самих светильников злоупотреблять нельзя. Потому, что если прямо над кассиром расположены металлогалогенные лампы, их интенсивный свет отражается в стеклянном прилавке и в окружающих деталях оборудования, и, что называется, «бликует». В результате у сотрудников быстро устают глаза, возрастает число ошибок.

Зона ожидания и отдыха обозначается спокойным, приглушенным светом. Его должно быть примерно в два раза меньше по сравнению общим количеством света в зале, обычно это около 500 Лк. Если, конечно, площадь магазина позволяет выделить именно зону, а не отдельное кресло (для этого достаточно одного направленного источника света). В любом случае светильники лучше располагать над креслами и столиком таким образом, чтобы они не давали бликов (должно быть удобно читать журнал).

В спортивных магазинах применяется холодный свет, так как он подчеркивает энергичность, свежесть, динамику. Нижнее белье также чаще освещают холодным светом, чтобы оно выглядело белоснежным. Черно-белая классика выигрышно смотрится как при холодном, так и при нейтральном свете. Меха и натуральные ткани любят теплый оттенок света, так как он максимально приближен к солнечному и цвета получаются более естественными. Кроме того, за счет желтоватого оттенка кожа выглядит более загорелой привлекательной.

Яркие ткани и детские игрушки при теплом свете становятся еще красочней. Магазины обуви обычно предпочитают уютную теплую или нейтральную температуру светового потока.

Некоторые магазины выделяют отдельные зоны светом различной температуры. Например, во всех магазинах Пьера Кардена общий зал залит теплым светом, витрины и пристенные стеллажи, расположенные по периметру, подсвечены холодным. В дизайне магазинов одежды Camaieu также использовано сочетание различной температуры света за счет парных светильников, которые состоят из одной "холодной» лампочки и одной «теплой».

Некоторые роскошные марки любят использовать у себя яркий слепящий свет. Такой прием нужен для отпугивания неуверенных в себе посетителей. Под этим светом видно всё: человек, у которого, к примеру, забрызганы брюки или сбилась прическа, в таких бутиках долго не задержится. Их потенциальные покупатели выглядят безупречно и чувствуют себя также.

Каждый дизайнер имеет свое представление об освещении магазина. Например, дизайнеры из Италии любят использовать большое количество галогенных светильников. Объяснить это пристрастие можно тем, что галогенные светильники славятся своим мягким светом со стопроцентной цветопередачей. Вместе с тем такая аппаратура безжалостно «ест» электроэнергию и выделяет слишком много тепла: в помещении становится душно, и без хорошей системы кондиционирования не обойтись. На сегодняшний день, хорошей альтернативой не уступающей по качеству являются светодиодные профессиональные прожекторы.

Известно, что чем дороже марка, тем страннее и причудливее ее дизайн, в том числе световой. К сожалению, не всегда владельцы магазинов могут отказаться от услуг известных зарубежных дизайнеров. Так как все сетевые торговые марки жестко отслеживают то, как в различных странах соблюдается их фирменный стиль. Их представители в России вынуждены переплачивать за светильники известных фирм-производителей в несколько раз больше, чем стоило бы. Нередко и независимые дизайнеры участвуют в том, что общая стоимость проекта оказывается сильно завышенной. Эти обстоятельства искренне возмущают российских торговцев оборудованием. По их мнению, итальянские и немецкие светильники в свою очередь по своим световым характеристикам и дизайну не намного отличаются от более доступных вариантов, которые можно найти на нашем рынке. Более трети сетевых брендов ищут более экономичные варианты.

Проектирование.

Арендаторы больших ТЦ часто сталкиваются с проблемой освещения своих павильонов. Как правило, потолком в них является либо крыша торгового центра, либо перекрытия, которые находятся на очень большой высоте, что существенно затрудняет установку индивидуального осветительного оборудования. Некоторые видят выход в строительстве фальшпотолка, что достаточно дорого и занимает массу столь драгоценного времени, когда дни до открытия считаются буквально по пальцам. В таких ситуациях, дизайнеры рекомендуют применять модульные системы. Светильники крепятся на тросовые подвесы, позволяющие регулировать высоту установки. С помощью разнообразных соединительных элементов можно моделировать из светильников различные конструкции, которые можно направлять под нужным углом относительно стен и потолка. Таким образом, с помощью светильников отсекается ненужное пространство. Световые линии визуально обозначают потолок, который фактически намного выше. Это создает более комфортную атмосферу. У покупателей исчезает давящее ощущение огромного пространства над головой, что позволяет им сконцентрировать внимание на экспозиции и манекенах. Для создания такого эффекта потолок торгового центра вместе с коммуникациями красится в черный или в серый цвет.

Конструкции некоторых модульных систем предполагают возможность объединения с шинопроводом, в который устанавливаются прожектора, тем самым решаются задачи и основного освещения и акцентной подсветки. Достоинство шинопровода - возможность перемещать прожектора в зависимости от меняющейся экспозиции в торговом зале. В случае если потребуется дополнить систему, то установка дополнительного прожектора займет менее минуты. Отключить его можно простым переключением на самом осветительном приборе. Установить светильники еще не значит решить задачу по освещению магазина. Свет, также как и товар требует участия. Вместе со сменой экспозиции или коллекции необходимо корректировать направление, а также количество осветительных приборов.

В большинстве случаев, когда происходит смена экспозиции, коллекции или рекламы в магазине, владельцы часто забывают перенаправить освещение. Этому либо не придается значения, либо не хватает времени. Например, в одном магазине на стене висело несколько рекламных постеров, на каждый из которых было направлено по прожектору. Когда количество плакатов уменьшилось и их сдвинули, то прожекторы стали светить между постерами. И никто не догадался элементарно перенаправить осветительные приборы!

Специалисты советуют периодически изменять световое оформление магазина, играть светом. Благодаря возможности модульных систем и шинопровода можно оживить интерьер, не прибегая к перепланировке и что не менее важно, трудоемким и затратным работам по демонтажу и монтажу светильников. Постоянные посетители почувствуют и, безусловно, оценят изменения атмосферы в давно полюбившемся месте.

Чтобы выделяться.

Есть важное правило: магазин должен быть освещен ярче, чем галерея, иначе посетитель не заметит границ между ними и просто потеряется в пространстве торгового комплекса. Тут уместным будет напомнит про пример с магазином Apple. Контраст очень важен и в борьбе с конкурентами.

На торговой площадке важно не отстать от соседей качеством своего освещения, а также не потеряться среди них в том случае, если уровень технического оснащения торговых точек одинаково высок. Поэтому иногда есть смысл «поставить новый свет», тогда клиенты потекут рекой в единственный красиво и хорошо освещенный зал. А порой стоит рискнуть и использовать у себя очередную техническую новинку. Например, сейчас в продаже появляются светодиодные лампы. Они сочетают в себе одни плюсы: долговечность, экономичность энергопотребления и др. Например, срок их службы уже сегодня обозначается производителями в 100 тыс. часов (это более 10 лет). Но по цене эти технологии уже не только сравнялись с металло-галлогеновыми светильниками, но и выигрывают у них!

 

В завершение приведем набор решений при организации освещения в магазине детской одежды.

Освещение должно быть достаточным, чтобы легко видеть мелкие детали. Родители выбираю одежду для малышей намного придирчивее, чем для самих себя. Им важно быть уверенными, что они разглядели и фасон и ткань, и не будет ли натирать вот этот шов. Поэтому заповедь первая – достаточное общее освещение.

Забудьте о холодном и резком свете. Это – не магазин высокой моды и не подростковый магазин. Никакого агрессивного освещения. Оно должно быть сильным, но мягким, теплым. Не раздражать и не утомлять глаза. Так детская одежда будет смотреться уютнее, мягче, удобнее.

Практически бессмысленно использовать световые акценты. Потому что детская одежда – сама по себе яркая, красивая. Хотите вы или не хотите, а акцентов она создаст предостаточно. Не стоит переутомлять глаза покупателей еще и световыми усилениями. Разве что если это реально необходимо – например, чтобы обратить внимание на незаметную ступеньку. Но только в таких случаях.

Вот что можно сделать для создания особой «детской» атмосферы. Используйте декоративные светильники – бабочки, птички, солнышки. Это радует глаз и создает имидж «особенного» магазина. А в таком месте просто хочется купить хотя бы мелочь, даже если просто «посмотреть зашел». Чтобы унести с собой кусочек радостной атмосферы.

Еще одна идея – оформите примерочную или хотя бы зеркало. Детям с 3-4 лет уже не все равно, как одежда на них выглядит. Зачастую родители меряют одежду на детей, чтобы убедиться, что все по размеру – и все. Ребенок не видит, как он одет, до самого дома. Поэтому и примерочных в детских магазинах часто не бывает.

 А вы предложите ребенку посмотреть в зеркало. И, если у вас одежда для маленьких детей – оформите подсветку и рамку зеркала и кабинку примерочной декоративными светильниками в сказочно-мультипликационном стиле. И еще какими-нибудь соответствующими декорациями. Им будет хотеться примерить еще что-то и посмотреть на себя в этом образе. А значит, и количество покупок может увеличиться.

.